alertmedalcalendarfacebookglassesinstagrammailnotes2odnolassnikirssstructuretwittervk
Другие порталы
1 февраля
2017
11:40
706

В Мособлдуме обсудили работу по вовлечению объектов недвижимости в налоговый оборот

Как помочь жителям поставить на кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на свои объекты недвижимости? С какими трудностями сталкиваются на местах? Как их разрешить и облегчить эти процедуры для граждан? Эти вопросы обсудили на дискуссионной площадке «Открытая трибуна» в Московской областной Думе.

26 января в Московской областной Думе состоялось заседание дискуссионной площадки «Открытая трибуна» по актуальным вопросам вовлечения объектов недвижимости в налоговый оборот. Тема вызвала большой интерес – в Мособлдуму прибыли делегации всех муниципальных районов и городских округов, депутаты Госдумы, представители Совета Федерации, федеральных органов государственной власти, Общественной палаты Московской области.

«Сегодня мы собрались еще раз объяснить важность этой работы, скоординировать ее, организовать, - это главная задача нашей сегодняшней встречи, - прокомментировал министр имущественных отношений Московской области Андрей Аверкиев. - Вторая задача, может быть, еще более важная - послушать мнения с мест, чтобы узнать, с какими трудностями наши коллеги столкнулись при проведении этой работы. Мы хотим выслушать наших коллег и определить, как дальше вести эту работу.

Что касается результатов, то могу сказать, что налог на недвижимость начисляется Федеральной налоговой службой тогда, когда сведения об объекте зарегистрированы, они есть в Реестре прав, Кадастре недвижимости. За последние три месяца прошлого года – с октября по декабрь, - мы увидели, что эта работа уже дает плоды - по цифрам постановки на кадастровый учет таких объектов как жилые дома, дачи, садовые дома. Если раньше, по статистике, в среднем в месяц ставилось на учет 4000-5000 домов, то сейчас за октябрь-декабрь цифра выросла в 5-6 раз – 25000-30000 в месяц. Это означает, что до наших жителей эта информация доведена, многие поняли, что надо бы озаботиться регистрацией прав на свои объекты – и это не только в интересах наполнения бюджета, это в интересах самих жителей. Потому что это документ - доказательство того, что вы являетесь собственником своего садового участка, дачного дома, что вы зарегистрировали свое право. Иначе в противном случае может оказаться, что вы живете в доме на птичьих правах, и кто-то может предъявить претензии, что дом построен неправильно, незаконно, дело может дойти до сноса самовольной постройки».

Открывая заседание, председатель подмосковного парламента Игорь Брынцалов отметил, что поступление налогов на недвижимость является главным источником наполнения местных бюджетов: «Именно поэтому главы всех муниципалитетов, включая сельские поселения, должны уделить этому вопросу самое серьезное внимание».

«Эта работа носит перспективный и социальный характер, позволяет реализовать принцип справедливости по обязанности уплаты налога всеми владельцами недвижимости», - подчеркнул Игорь Брынцалов.

«Обсудим, как мы добились первых успехов, что улучшить, что необходимо сделать, чтобы каждый собственник мог реализовать свою конституционную обязанность платить налоги, как помочь им поставить на кадастровый учет и оформить право собственности на свои объекты недвижимости», - обозначил вопросы для обсуждения в своем вступительном слове заместитель председателя Правительства Московской области Александр Чупраков.

«В этой работе нами достигнуты определенные успехи, в том числе благодаря внедрению новых технологий, - рассказал Александр Чупраков. - Благодаря взаимодействию территориального управления Росреестра, Кадастровой палаты Московской области, Федеральной налоговой службы, объединив наши информационные ресурсы, мы выявляем эти объекты. Наши коллеги из муниципалитетов на местах путем разъяснительной работы добиваются того, чтобы каждый собственник зарегистрировал права. Оформить права на объект недвижимости необходимо еще и для того, чтобы с этим объектом можно было совершать сделки – сдавать в аренду, продавать и т.д. Поэтому мы таким образом помогаем собственникам оформить право на недвижимость. И с этой точки зрения мы понимаем еще одну задачу, которую сейчас мы с коллегами  из Росреестра, Кадастровой палаты решаем - не только объяснить и добиться того, чтобы были понятны правила постановки на учет и регистрации права, но и максимально автоматизировать услуги по оформлению недвижимости, объединив ее с муниципальными и государственными услугами, которыми пользуется собственник при освоении участка: получением градостроительного плана земельного участка, оформлением разрешений на строительство, кадастровый учет и регистрацией прав. Сейчас отрабатывается алгоритм, по которому эти услуги будут объединены в одну.

Также мы предусмотрим изготовление технической документации кадастровыми инженерами так, чтобы еще больше упростить процедуру кадастрового учета и регистрации прав. Это задача, которую ставит Губернатор, один из крайне важных проектов.

Хотел бы, чтобы по результатам сегодняшнего обсуждения принципиальных вопросов у участников не осталось – как и какие действия предпринять, чтобы каждый собственник мог беспрепятственно оформить права на недвижимость, реализовав свою обязанность по уплате налогов.  Чтобы мы добились в рамках проекта обеспечить вовлечение в налоговый оборот каждого из 500 000 выявленных объектов, чтобы консолидированный бюджет увеличился примерно на 1,8 млрд. рублей. Эта наша с вами общая работа, она приведет к финансовым результатам».

С основным докладом выступил генеральный директор ГУП МОБТИ Владислав Мурашов, рассказав об опыте выявления незарегистрированных объектов недвижимости в Московской области.

«На сегодня мы выявили около 200 000 участков с неоформленными объектами, - сообщил Владислав Мурашов. - Больше всего таких объектов было выявлено в Солнечногорском, Раменском, Чеховском районах. За октябрь-декабрь 2016 года поставлено на кадастровый учет 81 057 объектов, что принесет в бюджеты муниципальных образований ежегодно более 246 млн. рублей».

Как отметил Владислав Мурашов, в процессе работы муниципалитеты и подмосковное БТИ сталкиваются с рядом проблем: на начало проекта отсутствовало понимание того, с каким количеством незарегистрированных объектов предстоит работать. Вторая проблема была связана с пробелом в федеральном законодательстве: у гражданина отсутствует обязанность оформления прав на недвижимость, но необходимость платить за него налоги прописана. В этих условиях происходила организация процесса по вовлечению в налоговый оборот. Сначала была создана Ведомственная информационная система Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области (ВИС), в которой отображаются незарегистрированные объекты капитального строительства. С помощью данных, полученных от аэрофотосъёмки, специалисты ведомства вручную производили идентификацию участков, сверяя их с данными из кадастровой палаты. Т.е. каждый участок рассматривался отдельно. Однако такой способ является крайне трудозатратным и дорогостоящим.  Поэтому было принято решение о совершенствовании применяемого метода – проверка участков происходила только в том случае, если вместе с правом на него одновременно отсутствует зарегистрированное право на какой-либо объект недвижимости. Это существенно сократило массив проверяемых объектов.

Но при этом из поля зрения выпадают те участки, на которых зарегистрировано хотя бы одно строение – в то же время там могут находиться и другие капитальные постройки. Поэтому для выявления оставшихся начал применяться третий вариант метода. Для этого была разработана новая технология, которая автоматически сопоставляет количество контуров зданий, полученных на аэрофотосъемке, с количеством объектов, на которые зарегистрированы права. В результате регион получил исчерпывающую базу данных. При этом учитывается, что в данном случае могла возникнуть техническая ошибка, когда в базу попали объекты, не относящиеся к категории капитальных построек (например, навес для стоянки автомобилей).  Поэтому в каждом муниципальном районе и городском округе Московской области создаются специальные исполнительные группы. Такие группы организовывают обходы территорий, сверяют соответствие выявленных объектов заданным критериям и вручают собственникам уведомление о необходимости встать на учёт. В случае если собственников не оказывается на месте, исполнительная группа направляет информационное письмо по адресу их регистрации через органы ФНС.

В ходе обсуждения было отмечено, что уже подготовлен законопроект по ужесточению правил регулирования земельного налога.  В ноябре прошлого года Правительством Российской Федерации по инициативе Министерства финансов России в Государственную Думу внесен законопроект, поддержанный, в том числе, и Московской областной Думой, который уже прошел первое чтение. В соответствии с ним земельный налог на участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, по истечении 10 лет увеличивается в 2-4 раза, если на участке не зарегистрирован объект капитального строительства. Данная норма вступит в действие с 1 января 2018 года.

Однако, как отметил заместитель министра имущественных отношений Московской области Юрий Лавряков, такая норма побуждает больше к строительству, но не решает проблему вовлечения в налоговый оборот незарегистрированных строений. Поэтому и был разработан законопроект о поправках в Налоговый кодекс по троекратному увеличению земельного налога на собственника земельного участка (любой категории), на котором выявлены объекты капитального строительства без кадастрового учета и без прав. Также есть необходимость возложить на субъекты Российской Федерации обязанность по формированию и ведению перечня земельных участков с такими объектами, чтобы иметь возможность применить к ним повышенную налоговую ставку.

Заместитель руководителя Управления ФНС России по Московской области Александр Комзов проинформировал участников мероприятия о подготовке налоговой базы для мобилизации налоговых доходов для физических лиц. Заместитель руководителя Управления Росреестра по Московской области Олег Воронцов рассказал о подготовке баз данных Росреестра для передачи их Федеральной налоговой службе. Своим опытом работы поделились представители г.о. Королев, городского поселения Люберцы и Одинцовского муниципального района.

Участники мероприятия одобрили проект резолюции, в котором органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области рекомендовано принять активное участие в реализации проекта с привлечением органов местного самоуправления городских и сельских поселений. Московской областной Думе совместно с Правительством Московской области подготовить поправки ко второму чтению проекта федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Напомним, Правительство Московской области с 2016 года реализует масштабный проект по вовлечению в налоговый оборот  недвижимости по двум направлениям: выявление и вовлечение в налоговый оборот незарегистрированных домов и строений, а также вовлечение в налоговый оборот объектов, которые зарегистрированы, но по различным причинам не попали в налогооблагаемую базу.
С начала реализации проекта (сентябрь-декабрь 2016 года) поставлено на кадастровый учет порядка 81 тыс. объектов капитального строительства с потенциальным  ростом налоговых доходов от налога на имущество физических лиц свыше 246 млн. руб. в год. До конца 2017 года планируется выявить и вовлечь в налоговый оборот свыше 500 тыс. объектов капитального строительства на территории Московской области с ростом налоговых доходов от недвижимого имущества физических лиц на 1,8 млрд. руб. в год.